ТЭСС продолжает делать шаги по глобальной цифровизации своих рабочих процессов. В 2025 году сотрудникам будет в этом помогать беспилотный летательный аппарат, который стал первым в своей категории в технопарке компании.
Профессиональный беспилотник DJI Matrice 300 – это дрон, известный своей надежностью и многофункциональностью. Он станет ключевым инструментом для картографирования и мониторинга высоковольтных линий и линий электропередач, с которыми работает компания. С такими характеристиками как автономность работы до 55 минут и дальность полета 20 км этот квадрокоптер способен выполнять продолжительные миссии без необходимости частой подзарядки. А это крайне важно для обследования протяженных ЛЭП и трубопроводов в труднодоступных регионах нашей страны. К тому же устройство стабильно функционирует в экстремальных погодных условиях: работает при температурах от -25°C до +50°C, выдерживает порывы ветра до 15 м/с. Это позволяет использовать дрон в разных климатических зонах.
Первый в арсенале ТЭСС беспилотный летательный аппарат пока «запаркован» на площадке в Нижневартовске. «Мы приобрели квадрокоптер от надежного производителя, устройство уже опробовано в абсолютно разных сферах. Также ему в пару мы купили тепловизор, который пригодится для выявления местных нагревов проводов, шлейфов и контактов. Чуть позже планируем обзавестись и другими «обвесами», которые повысят эффективность нашей работы», – рассказывает Александр Холдин, генеральный директор ТЭСС.
Традиционные методы обследования ЛЭП, связанные с использованием вездеходной техники, требуют значительных временных и финансовых затрат. Внедрение же БПЛА, по мнению экспертов отрасли, позволит сократить расходы на инспекции до 60%, а время обследования одного участка — до 12–15 минут. Получается, квадрокоптер способен за один день выполнить объём работ, на который при применении традиционных методов ушла бы целая неделя (что особенно важно в труднопроходимых районах). «К тому же с вездеходов видно не все дефекты, к БПЛА же может подключиться сразу несколько людей, которые в режиме реального времени проанализируют ситуацию», – добавляет Холдин.
«Аппарат был приобретен в конце прошлого года. А уже в начале 2025-го нас троих сразу направили на обучение, так как нужны специалисты, операторы, которые умеют управлять этим квадрокоптером. И вот только что этот процесс завершился, нам выдали удостоверения», – говорит Ярослав Свистильник, начальник Нижневартовского линейно-производственного участка. Он отметил, что само обучение было интересным, но моментами очень волнительным. «Тренер нам показывал, как летать по координатам и рассказывал, как себя ведет дрон. Например, нужно следить за обрывами связи, чтобы его не потерять. Ведь это не какая-то детская игрушка, а стратегически важный и дорогой аппарат с большим количеством датчиков», – объясняет сотрудник. Тренировочные полёты будут продолжаться в течение полугода. В мае 2025 запланирован облет объектов обслуживаемых ТЭСС.
Развитие компании в данном направлении соответствует целям Национального проекта РФ «Развитие беспилотных авиационных систем». «Россия – большая страна с огромной территорией. Нам критически важно внедрять технологии, которые экономят время и ресурсы. У ТЭСС в обслуживании находятся тысячи километров трубопроводов и линий электропередач, сотни объектов. Поэтому важно иметь в распоряжении актуальную визуальную информацию высокого качества», — резюмирует генеральный директор ТЭСС. В планах — не только закупить дополнительные БПЛА для каждого региона присутствия компании, но и интегрировать искусственный интеллект для автоматической обработки данных.
Электрообогрев под контролем: ТЭСС провел семинар по греющему кабелю
Кейс ТЭСС вошел в сборник лучших ИИ-решений